vtменю

Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

Избранное сообщение

Мартовский набор на кубинскую сальсу в AL CENTRO

понедельник, 21 апреля 2014 г.

Pavel Grebennikov
Пало (исп. жезл), подсекты Монте, Майомбе, Бриллумба, Кимбиса

Адресовано двум сообществам – растаманам и любителям латино-американской румбы (хотя одно другому не мешает). Первым будет интересно тем, что читая где-нить в инте, мол, на формирование верований Раста влияли афро-карибские культы, мы вовсе не представляем о чём речь, как, видимо, и сами “рассказчики”. Пало – один из таких культов. А любители карибского фольклора наверняка на уроках афро сталкивались с потогонным пало. Что танцуем, зачем – не понятно? А ведь движения танца пришли к нам из ритуальных плясок всё того же культа поклонения мёртвым.

Хотя.. сделаю поправку, скорее не поклонения, а эксплуатации. Дело в том, что одним из общих для религий африканского происхождения верований является убеждение, что пленив духа, можно пользоваться его силой (джинн в бутылке).

Истоки Пало восходят к язычеству племён банту из Конго, занесённому на Карибы рабами сахарных плантаций. Пало тесно переплетается с Сантерией (кубинский аналог Вуду), в которой католические святые соотнесены с пантеоном духов-оришей.

В зависимости от силы Палеро пленить он может как дух обычного покойника (бакиси), так и духов помощнее. Уж не знаю, покушается ли кто на мпунгу (духи-боги высшего звена, аналогичны оришам), но поговаривают, что иным удаётся подчинить себе даппи местного значения, например духа горного источника или джунглей, нфури (привидение) или нфумбе (безымянные духи). Колдуны предпочитают порабощать умерших из чужих семей, и никогда – своих предков.

Обряд некромантии позволяет вызвать духа (нганга) и заточить в особом горшке с палками, камнями и костями (наибольшую силу имеет прах могущественных при жизни людей). В доме также организуется алтарь для мпунгу. Разумеется, чтобы получить что-то от духа (удачу на охоте, в любви, бизнесе), его нужно прикармливать – наиболее распространённая жертва – куры. Поговаривают (врут, небось), в действительно особых случаях, духи готовы содействовать лишь отведав человеческой крови.. наиболее действенна жертва кровного родственника самого жреца.

Рядовые адепты (нгангулерос) должны пройти инициацию. Но общаться с духом и проводить обряды могут лишь прошедшие особые церемонии посвящения. Узнать жреца-бангангу всегда можно по одеждам, украшениям из драгоценных камней и навязанным узелкам - по числу захваченных духов. Также при себе фигурки нконди, в животе и голове которых выемки для зелий (бангангу всегда отменные травники) – без наполнения фигурка не действенна. Некоторые составы очень опасны и способны парализовать человека, поражая нервную систему.

Для нахождения в нашем мире духи нуждаются в материальной форме – они способны обитать в определённых священных предметах – нкиси: могилах, керамических сосудах, в рогах животных с зеркальными крышками, внутри сушеных тыкв, в фигурках собак козо (они всегда двухголовы, т.к. собаки живут одновременно в двух мирах – своей деревне и мире мёртвых), католических храмах.. и даже в теле человека. Собственно танец пало, приправляемый злоупотреблением рома, и используется для достижения транса – состояния, когда двери тела открыты. Овладев танцором, дух может заниматься лечением, пророчествами и другими важными для общины делами, например, указать на виновного в преступлении.

Важно понимать, что для Пало не бывает абсолютно добрых или злых духов. Например, богиня моря может накормить рыбака, подогнав улов, но она же может и утопить его. Каждый дух дуален, равно как и их создатель – верховный бог Нзамби, злой стороной которого является дьявол Лангомбе. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий